Принимаем решение о ликвидации ООО
Решение о том, что ООО должно быть ликвидировано, принимается на собрании участников ООО, или это решение принимает единственный учредитель. Там же принимается решение о создании специальной ликвидационной комиссии, которая управляет компанией, пока идет ликвидация.
После того, как решение о ликвидации принято, у компании есть еще три дня, чтобы отправить информацию в регистрирующий орган от лица руководителя ликвидационной комиссии. За просрочку могут оштрафовать на 5 000 рублей.
Комплект документов:
- Решение о старте ликвидации, назначении руководителя ликвидационной комиссии;
- Уведомление о ликвидации ООО (по форме Р15001).
Ликвидацию можно провести без заверения нотариусом формы Р15001 и других документов. Первое решение нужно заверить обязательно.
Документы на ликвидацию в налоговую может представить лично заявитель или представитель с нотариально удостоверенной доверенностью. Также можно отправить документы по почте или через интернет с помощью электронной подписи физлица ликвидатора.
Информация о ликвидации и о начале ликвидационного процесса также отображается в ЕГРЮЛ.
Ликвидация ООО: пошаговая инструкция
Составить протокол общего собрания участников
Закрытие компании начинается с решения: участники ООО должны решить, причем единогласно, что пора закрываться.
Это решение нужно зафиксировать документально — в протоколе общего собрания. Если участник один, то он просто составляет решение. В документе пишем о том, что создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор.
Утвержденного шаблона протокола нет, но важно указать в документе:
- Дату собрания.
- Название компании.
- Имена участников.
- Повестку собрания.
- Причину ликвидации.
- Срок на ликвидацию.
- Решение о назначении ликвидатора.
- Имя ликвидатора.
- Подписи всех участников.
- Печать организации.
Добавьте в текст протокола: «Подлинность Протокола собрания участников общества, а также подлинность принятых на собрании решений подтверждается наличием на Протоколе подписей всех участников общества и не требует нотариального заверения», — так вам не нужно будет заверять его у нотариуса в присутствии всех участников.
В причинах ликвидации лучше указать что-то формальное: например, отсутствие финансово-хозяйственной деятельности. Еще в решении должно быть указано имя ликвидатора.
Чтобы начать ликвидацию, ликвидатору понадобится заявление Р150016. Его подписывает сам ликвидатор у нотариуса, чтобы он сразу же его заверил. С собой нужно иметь паспорт и оригиналы учредительных документов. Это заявление можно подать и без нотариуса — через сайт госуслуг или ФНС. В этом случае понадобится квалифицированная электронная подпись. Без электронной подписи можно подать заявление, заверенное нотариусом, через МФЦ, но не все МФЦ принимают такие заявления — лучше уточнить заранее.
Образец заявления (уведомления) о ликвидации юридического лица Р15016. Заявление Р15016 — это, считайте, декларация о намерениях: желаю закрыть компанию и буду дальше активничать по этому поводу. Обратите внимание, что тут надо указать код причины: «3 — принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора». Дальше нам нужно будет подать это уведомление еще два раза, но заполнять его будем иначе
В моем случае нотариус смотрел только устав, но я знаю, что в подобных случаях у моих знакомых просили полный комплект учредительных документов:
- Последнюю редакцию Устава.
- Учредительный договор.
- Свидетельство ИНН.
- Протокол решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Сообщить налоговой, что вы планируете закрыть ООО
В течение трех рабочих дней с даты собрания вам нужно сообщить в налоговую о закрытии компании. Отсчет начинается со дня, когда был подписан протокол или решение о ликвидации. Если этого не сделать вовремя, могут оштрафовать на 5000 Р.
Сообщить — значит подать документы в налоговую, где компанию регистрировали. В Санкт-Петербурге это Межрайонная инспекция ФНС № 15 по Санкт-Петербургу (Единый центр регистрации), в Москве — МИФНС России № 46 по Москве (Единый центр регистрации).
Документы, которые нужно подать:
- Оригинал протокола общего собрания участников о начале ликвидации и назначении ликвидатора.
- Уведомление по форме Р15016, заверенное нотариусом.
Документы можно сдать любым способом:
- В налоговую, где регистрировали ООО. Тут документы может подать не только ликвидатор, но и, например, курьер, но последнему понадобится нотариальная доверенность.
- Через МФЦ.
- Через нотариуса.
- По почте: ценным письмом с описью вложения, но подпись на описи вложения нужно заверить у нотариуса.
- В разделе «Подача электронных документов на государственную регистрацию» на сайте налоговой.
- Через портал госуслуг.
Через пять рабочих дней после начала ликвидации получаем лист записи из ЕГРЮЛ с записью «организация в процессе ликвидации». Запись о компании в ЕГРЮЛ можно посмотреть на сайте налоговой по ИНН или названию компании. Пенсионный фонд и фонд социального страхования уведомлять о закрытии ООО не нужно, этим занимается налоговая.
Информационный
Как только получили лист записи из налоговой, нужно подать информацию о ликвидации в специальное СМИ — «Вестник государственной регистрации». «Вестник» публикует заметку о ликвидации ООО — и в течение двух месяцев с момента публикации к вам могут обратиться кредиторы с требованиями.
На сайте «Вестника» нужно регистрироваться: понадобится указать фамилию, имя, логин, адрес, телефон, ИНН.
После регистрации на сайте нужно заполнить шаблон сообщения
Дальше нужно заполнить бланк-заявку на публикацию сообщения и приложить документы:
- Доверенность по форме «Вестника».
- Сопроводительное письмо.
- Копию листа записи ЕГРЮЛ, в который внесена запись о начале ликвидации и назначении ликвидатора.
Документы нужно либо загрузить в личный кабинет и подписать КЭП, либо привезти оригиналы в редакцию. Квалифицированную электронную подпись для авторизации на сайте и отправки сведений можно получить в удостоверяющем центре. Оформить ее нужно именно для ликвидатора. Подпись на имя руководителя ООО — например та что выдавалась для отправки отчетности — не подойдет, даже если он и занимается ликвидацией.
Уведомить кредиторов
Дальше нужно связаться с кредиторами и сообщить, что вы собираетесь ликвидировать компанию. Это нужно сделать на случай, если кредитор не просматривает каждый новый выпуск «Вестника».
Кредиторами считаются компании, которым вы должны денег. Например, вам поставили товар, была предоплата, а оставшуюся часть денег вы не заплатили. В этой ситуации поставщик — ваш кредитор.
Уведомить нужно письменно, и это проще всего сделать по почте — отправить письмо с уведомлением о вручении.
Отправить уведомления нужно не позже даты выхода заметки в СМИ. Реакцию кредиторов ждем в течение двух месяцев с момента публикации новости в «Вестнике».

Уволить сотрудников, уведомить службу занятости
Предупредить сотрудников нужно не позже чем за два месяца до увольнения. Чтобы сделать это, нужно составить уведомление, сотрудники должны его прочитать и подтвердить это своей подписью. Форма заявления — произвольная.
При ликвидации можно уволить даже тех сотрудников, которых обычно нельзя, например отпускников, болеющих или беременных.
За два месяца до увольнения сотрудников нужно предупредить центр занятости. Если увольнение массовое, то нужно предупредить за три месяца. «Массовость» каждый регион определяет по-своему, например в Санкт-Петербурге это от 15 человек.
Чтобы оформить увольнение, понадобится приказ и записка-расчет. В трудовой книжке или отчете СЗВ-ТД нужно написать основание: «п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК».
Сотруднику на руки нужно выдать документы:
- Трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности.
- Справку о заработке за текущий и два предыдущих года.
- Справку о доходах и суммах налога физического лица за текущий год.
- Выписку из СЗВ-СТАЖ.
- Выписку из СЗВ-М за последний месяц.
- Выписку из реестра ДСВ-3, если за работника перечисляли дополнительные пенсионные взносы.
- Копию раздела 3 отчета РСВ за последний квартал.
Дальше за сотрудников нужно сдать отчетность:
- В налоговую — расчет по страховым взносам и 6-НДФЛ.
- В пенсионный фонд — СЗВ-ТД, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также ДСВ-3, если платили дополнительные пенсионные взносы.
- В фонд социального страхования — 4-ФСС.
В течение 15 календарных дней со дня подачи расчетов нужно уплатить взносы, которые насчитали в расчете по страховым взносам и отчете 4-ФСС.



Снять с учета онлайн-кассу, закрыть расчетный счет
Для снятия кассы с учета можно подать заявление в налоговую и приложить отчет о закрытии фискального накопителя. Заявление можно подать на сайте налоговой или в некоторых случаях лично в налоговой.
По правилам ККТ снимется с учета в течение десяти рабочих дней с подачи заявления. После этого формируется карточка о снятии ККТ с регистрационного учета. В электронном виде такая карточка формируется за пару часов. В моей организации кассы не было — расчеты были только безналичные с юридическими лицами.
Подавать заявление о снятии кассы с учета необязательно. Если этого не сделать, налоговая инспекция снимет кассу с учета сама, после того, как зарегистрирует прекращение деятельности организации.
Отдать долги
После подачи промежуточного баланса нужно раздать долги. Обычно на это идут деньги с расчетного счета. Если денег на погашение всех долгов не хватает, то ликвидационная комиссия продает имущество общества на торгах. Если распродажа не помогла набрать деньги на все долги, ликвидатор может запустить признание общества банкротом.
Подать промежуточный и ликвидационный баланс в районную налоговую
Вообще ликвидационных балансов два: один промежуточный, другой итоговый. Сейчас речь о промежуточном. В нем нужно отразить информацию об имуществе ООО, требованиях контрагентов-кредиторов и результатах их рассмотрения. Сюда же я подала итоговый ликвидационный баланс.


Подать пакет документов на закрытие в городскую налоговую
После того как вы разобрались с долгами, нужно подать в ФНС итоговый комплект документов. Вот что в него входит:
- Промежуточный ликвидационный баланс.
- Заявление по форме Р15016 с кодом причины «4 — составление промежуточного ликвидационного баланса» в электронном виде или заверенное нотариусом.
- Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
- Последние отчеты по налогам. Для общей системы налогообложения — это декларации по НДС и налогу на прибыль, для упрощенной — декларация по УСН. Если компания на общем режиме не вела деятельность и у нее не было выплат или поступлений по кассе, можно сдать единую упрощенную декларацию вместо прибыли и НДС.
- Заявление по форме Р15016 с кодом причины «7 — завершение ликвидации юридического лица». Подпись на заявлении заверяется нотариусом или подается в электронном виде.
- Итоговый ликвидационный баланс.
- Решение об утверждении ликвидационного баланса.
- Квитанция об оплате госпошлины 800 Р за закрытие ООО — с 2019 года ее платить не нужно, если подавать документы с электронной подписью.
Строго говоря, промежуточный ликвидационный баланс подается отдельно, но если вы точно знаете, что по вашему ООО нет ни долгов, ни кредиторов, можно подавать все вместе.
Госпошлину за ликвидацию ООО можно оплатить либо прямо на сайте налоговой, либо заполнить там же квитанцию и оплатить в отделении банка. С 2019 года госпошлину платить не нужно, если подавать документы с электронной подписью.
Через пять рабочих дней после подачи документов налоговая выдаст вам свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета.
Сдать документы в архив, уничтожить печать
Если компания когда-либо начисляла и платила зарплату, то документы нужно обязательно сдать в архив. В моем случае это был ЦГАЛС СПб.
Вот какие документы нужно сдать в архив:
- Приказы по личному составу, о приеме, об увольнении, о переводе, о поощрении.
- Трудовые договоры, договоры подряда с физлицами, акты к ним.
- Личные карточки Т-2.
- Лицевые счета или расчетные ведомости.
- Оригиналы личных документов, которые не забрали сотрудники (трудовые книжки, дипломы).
- Договоры страхования работников от несчастных случаев, если они были.
Чтобы документы правильно заархивировали, нужно предоставить:
- Устав.
- Решения, протоколы о создании и ликвидации организации, смене адреса и т. д.
- Свидетельства ОГРН, ИНН, КПП, ЕГРЮЛ.
Специальных требований по уничтожению печати нет.
Проверить выписку
На расписке налоговой была указана предварительная дата закрытия компании. Ориентируйтесь на нее — с этого дня можно смотреть на сайте выписку из ЕГРЮЛ. Когда подаете заявление в налоговую, вы можете указать, как хотите получить выписку.
Особенности ликвидации ООО с единственным участником
Если в фирме лишь 1 учредитель, процесс ликвидации будет практически аналогичен, хотя есть и некоторые отличия:
- Не нужно извещать участников фирмы о том, что будет проводиться собрание по вопросам ликвидации, утверждения промежуточного и окончательного балансов и т. д.
- Нет необходимости голосовать по поставленным вопросам, т. к. решения принимаются единолично.
- Все оставшееся после расчетов с кредиторами имущество переходит участнику.
Как видите, в случае с ООО закрытие фирмы строго регламентируется законом. Воспользовавшись приведенным в нашей статье алгоритмом, можно легко закрыть ООО самостоятельно.
Вывод
Безопаснее всего ликвидировать ООО по стандартной схеме с соблюдением всех требований закона.
Если во время закрытия компании выяснится, что рассчитаться со всеми кредиторами не получится, ликвидатор должен начать процедуру банкротства.